четверг, 11 мая 2017 г.

ДОО № 115. Дидактические интерактивные игры в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Шмалий  Елена Алексеевна, Антоненко Ирина Алексеевна, воспитатели МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад 
№ 115»
Дидактические развивающие игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения, детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.
          Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка (interactive: inter — между, меж; active от act — действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом и на доминирование активности дошкольников в процессе обучения.
 Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия.
Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками — создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.
Вы наверняка имеете представление о создании обычных презентаций. И так начнём.
Для создания дидактической интерактивной  игры педагог должен:
1. Разработать понятные для дошкольников правила и увлекательный сюжет игры (обеспечить возможность выбора вариантов содержания изучаемого материала, выбора режима работы) .
2. Определить цель и обучающие задачи игры.
3. Подобрать  задания и упражнения для  детей. Составить конспект, где должен описать алгоритм действий (все действия показывать стрелками, мигающими значками, выделением, увеличением размера объекта. Это позволит ребенку сосредоточить внимание на нужном объекте, запомнить порядок действий)
4. Определить действия дошкольника в игре, направленные на решение обучающей задачи. 
Алгоритм создания интерактивной игры в программе  PowerPoint
           Шаг1.
Открыв программу презентаций вы увидите, что можно вставить рисунок, клип или любую фигуру. В нашем случае- это будет рисунок осеннего листика. Обратите внимание на то, что рисунок должен быть на прозрачном фоне, тогда  будет поворачиваться и передвигаться именно рисунок (например, листик), а не белый квадрат с листиком.

Шаг 2
Открыв окно Анимации, найдите кнопку Настройка анимации. (слева вверху). Справа появится окно Настройка анимации.
Шаг 3
Обратите внимание, чтобы добавить эффект для рисунка, он должен быть выделен. Эффект входа пригодится, когда предмет должен появится на слайде при щелчке. Если вы нажмете на любой эффект, то сразу увидите, как будет отображаться фигура в презентации. Пробуйте и выбирайте. Эффект выделения пригодится, если при выполнении задания нужно мышкой щелкнуть на правильный ответ. В этом случае при щелчке правильная фигура увеличивается в размере, крутится вокруг себя и т.д. Переходя по меню вы можете выбрать любые варианты. Если же ребенок нажал на неправильный ответ, то фигура может исчезнуть, стать маленькой и т.д.

Шаг 4
После того, как вы выберите необходимый эффект, в окне Настройка анимации появится строка с названием этой фигуры. Когда она одна или две, трудностей не возникает, но если их много, надо внимательно смотреть на названия фигур. Это нужно для того, чтобы не запутаться дальше. При присвоении эффекта рядом с фигурой появляется единица. Если фигур больше, то цифры пойдут по порядку. Это значит, что при первом щелчке запустится анимация данной фигуры, при втором – следующей фигуры и т.д.  Причем, щелчок по любому месту слайда. Но чаще всего нам надо, чтобы фигура менялась именно тогда, когда щелкают по ней.

Шаг 5
Для этого в конце строки с названием фигуры нажмите на стрелочку. В выпадающем меню найдите Время.


Шаг 6

   Перейдя дальше, вы попадете на такое окно. Нажмите на кнопку Переключатели и выберите Начать выполнение эффекта при щелчке. Вот здесь надо вспомнить название фигуры и выделить именно его. Нажимаем ОК  и все готово. Теперь около фигуры появится такой значок.

Шаг 7
Чтобы продолжить, вставьте еще другой рисунок, например, корзину. 
Бывает так, что в игре необходимо, чтобы фигура перемещалась с одного места на другое. Для этого при добавлении эффекта выбираем Пути перемещения. 
 Открыв окно вы увидите куда и как может перемещаться фигура, и если эти варианты вас не устроят, выберите Нарисовать пользовательский путь.
В окошке Добавления пути перемещения  вы можете выбрать любое перемещения своей фигуры.

Шаг 9
Итак, вы выбрали  путь для фигуры. В нашем случае  листик после   перемещения окажется в корзине. 

Шаг 10
    Через это же окно можно запустить любую программу, мультфильм и добавить звук.
Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:
1. Задать игровую мотивацию (что будем делать, для кого и для чего) Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции..
2. Показать дошкольникам способ выполнения задания (как это делать). В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.
3. По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте — на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

1 комментарий:

  1. Отличная, подробная инструкция, благодаря которой педагог с легкостью составит игру по интересам своих воспитанников.

    ОтветитьУдалить