четверг, 18 мая 2017 г.

ДОО №94. Экологический проект "Спасем амурских тигров"

Швецова Елена Николаевна, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 94»
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е.Евтушенко 
Вид проекта: информационно-творческий.
    Возраст детей: 5-7 лет.
   Место проведения: МБДОУ МО «Детский сад комбинированного вида № 94», группы старшего дошкольного возраста.
     Продолжительность проекта: 1 месяц (с 15 января по 15 февраля 2017 г.)
   Вид проекта: краткосрочный проект с заданным результатом и элементами творчества детей.
   Участники проекта: дети старшей и подготовительной к школе групп с ОНРII уровня, родители детей, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели ДОУ.
Объект: психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений.
   Субъект: педагоги групп для детей с тяжелыми нарушениями речи, дети 5 лет с ОНР II уровня, родители воспитанников.
   Предмет: организация совместной детско-родительской творческой деятельности, как метод психолого-педагогической поддержки родителей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи.
   Актуальность проекта:
  В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблемсовременности. Понятие экологии стало на одну ступень с понятием жизнь.
  Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть судьба планеты Земля. Вот почему так велика роль 
дошкольных образовательных учреждений, ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.
Наши дети экологически не воспитаны, не у всех детей проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, дети часто потребительски относятся к ней.
   Целью экологического воспитания дошкольников является формирование положительного отношения к природе, воспитание защитников природы, получение экологических знаний, умение быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Одна из задач экологического воспитания – формирование у ребенка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от нее.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную 
окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
   В настоящее время у большинства дошкольников сформировано четкое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствует художественные произведения, некоторые мультфильмы.
    Во многих из них хищники изображаются злыми, нехорошими. Они хотят съесть «добрых» зайцев и поросят. В них, как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить в лесу одни, без злых хищников. Многие 
дети убеждаются в том, что хищный зверь – плохой, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес – это лес без волков.
   А ведь с точки зрения экологии в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное, растение выполняют свою «работу», играет определенную роль в природе. 
    Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми из-за своей занятости, мало читают с ними. Дети и сами меньше говорят, потому что больше времени уделяют просмотру телевизионных программ и мультфильмов.
Как же помочь дошкольнику усвоить законы красивого, литературного языка, научить говорить и думать грамотно?
    Все эти проблемы волнуют коллектив воспитателей и педагогов МБДОУ МО «Детский сад комбинированного вида № 94», работающего над реализацией инновационного проекта по теме «Психолого-педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи, в условиях студии художественного творчества».
   Факт, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, используется нами в работе с детьми там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание или задержка развития речи.
  В этой связи педагоги ДОО проанализировали психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по проблеме исследования, пообщались на дискуссионной площадке и за круглым столом по теме «Совместная детско-родительская творческая деятельность, как метод психолого-педагогической поддержки родителей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи» и определили возможности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства».
  Не случайно продуктом детской деятельности по проекту был выбран исчезающий вид амурского тигра, занесенный в Красную книгу России. Дети с ОНР II уровня и родители воспитанников при проведении открытых 
интегрированных занятий с учителем-логопедом и воспитателями изображали тигров в технике пластилиновой живописи на красочных рамках.
   Клетки с тиграми были «отправлены» на Дальний Восток России и «выпущены на волю» в тайгу.
   При изображении таежного луга родители вместе с детьми декорировали изображение травами, цветами и листьями в нетрадиционной технике изображения – лепке из пластилина в технике миллефиори.
До процесса лепки букв и выкладывания слова «ТИГР», учитель-логопед проводил звукобуквенный и звукослоговой анализ слова «ТИГР», фонетические упражнения по теме занятия, работал над развитием связной речи воспитанников, упражнял детей вразвитии словаря и грамматического строя речи, занимался с детьми автоматизацией звуков в слогахи словах.
    Цель проекта:
- Коррекция речи дошкольников средствами нетрадиционной техники изображения – «пластилинографии (техника миллефиори)» с использованием темы экологического воспитания;
- Активизация участия родителей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи, в экологическом образовании и творческой деятельности дошкольной организации как участников образовательных отношений; повышение их психолого-педагогической компетентности;
- Развитие мелкой моторики руки средствами нетрадиционной техники изображения – «пластилинографии (техника миллефиори)» в рамках реализации инновационного проекта «Психолого-педагогическая поддержка 
родителей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи, в условиях студии художественного творчества».
   Задачи проекта:
- развивать мелкую моторику рук, связную речь воспитанников посредством овладения нетрадиционным способом изображения - лепки из пластилина в технике миллефиори;
- познакомить с программой изучения амурского тигра на российском Дальнем Востоке, его реализацией как самостоятельного проекта в рамках постоянно действующей экспедиции РАН по изучению животных Красной книги Российской Федерации и других особо важных животных фауны России, личному вкладу в проект Президента России;
-привлечь родителей к совместной деятельности с детьми по усвоению навыков звукобуквенного анализа и формированию фонематического слуха в процессе освоения техники пластилинографии.
    Социальная значимость проекта:
1. Развитие коммуникативных возможностей дошкольников.
2. Формирование у детей и родителей желания любить и беречь природу Родины, бережно распоряжаться её богатствами.
Предполагаемый результат:
- заинтересованность детей и родителей в совместной творческой деятельности по  психолого-педагогической поддержке родителей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной организации;
- преодоление общего недоразвития речи у дошкольников средствами нетрадиционных техник изображения и экологического информирования;;
- активизация участия родителей в образовательной деятельности дошкольного учреждения;
- успешное усвоение детьми навыков звукобуквенного анализа,  обогащение словарного запаса, формирование фонематического слуха, автоматизация звука [р’] в словах и предложениях;
    Инновационность проекта:
   Основная идея инновации заключается в организации детско-родительской студии художественного творчества в дошкольной организации, в рамках деятельности которой организовать психолого-педагогическую поддержку родителей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи, средствами творчества и экологического воспитания.
    Методика реализации проекта.
1. Активное взаимодействие учителя-логопеда и педагога дополнительного образования по коррекции речевых нарушений у детей с ОНР. 
2. Проведение  семинаров и мастер-классов для родителей по темам: «Игры с тигрой», «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР», «Развиваем ручную умелость и учимся говорить», «Волшебный пластилин в помощь родителям, имеющим детей с ОНР», «Лепка в технике миллефиори в помощь родителям, имеющим детей с ОНР», «Играем с пластилином», «Весна в технике миллефиори», «Пластилиновая живопись».
   I этап – подготовительный
1. Пополнение методической базы ДОО научно-методической литературой и другими источниками по теме проекта.
2. Дискуссионные площадки по темам: - «Инновация – дань моде или средство повышения качества образования?»; «Совместная детско-родительская творческая деятельность в условиях дошкольной организации».
3. Круглые столы – «Инновационная деятельность в дошкольной организации как фактор реализации ФГОС ДО» и «Совместная детско-
родительская творческая деятельность, как метод психолого-педагогической поддержки родителей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи».
4. Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики руки средствами нетрадиционной техники изображения – пластилинографии в рамках реализации инновационного проекта «Психолого-педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи, в условиях студии художественного творчества».
5 Модернизация развивающей среды по проблеме.
6. Участие в городском конкурсе рисунков к Международному Женскому дню 8 Марта «Цветы миллефиори маме».
7. Разработка системы конспектов непосредственно образовательной деятельности, модели взаимодействия педагога дополнительного образования с учителем-логопедом и родителями, план работы кружковой деятельности.
    II этап – практический
- разработка конспектов занятий;
- создание ряда мультимедийных презентаций по теме проекта;
- проведение еженедельных занятий по теме проекта;
- проектирование и внедрение интерактивных форм работы с родителями;
- консультации для родителей:
- «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР», «Развиваем ручную умелость и учимся говорить», «Волшебный пластилин в помощь родителям, имеющим детей с ОНР», «Лепка в технике миллефиори в помощь родителям, имеющим детей с ОНР».
- мастер-классы для родителей:
- Играем с пластилином», «Весна в технике миллефиори», «Пластилиновая живопись».
- открытые занятия:
- для дошкольников с нарушениями речи и родителей по теме «Подарок для матушки Осени»(лепка из пластилина в технике миллефиори).
-для дошкольников с нарушениями речи и родителей по теме «Амурский тигр»(пластилиновая живопись).
- для дошкольников с нарушениями речи и родителей по теме «Спасаем амурского тигра» (лепка из пластилина в технике миллефиори).
- занятие с учителем-логопедом по развитию речи для воспитанников и родителей подготовительной к школе группы по теме «Лепим алфавит» (лепка из пластилина).
- занятие по развитию речи для воспитанников подготовительной к школе группы и родителейпо теме «Цветы для мамы»(лепка из пластилина в технике миллефиори).
- изменение развивающей среды в соответствии с реализуемым проектом;
- создание папки - передвижки для ознакомления родителей с пальчиковыми играми.
- участие в городском конкурсе рисунков «Цветы миллефиори маме»;
- выставка работ в технике миллефиори;
   III этап – заключительный
- собран материал по применению нетрадиционных техник изображения - пластилинографии в непосредственно – образовательной и самостоятельной деятельности детей;
- проведены открытые интегрированные занятия для детей и родителей по темам:«Цветы для мамы»;«Лепим алфавит»,«Подарок для матушки Осени»;«Амурский тигр»;«Спасаем амурского тигра»;
- пополнена и обновлена предметно – развивающая среда групп ДОУ;
- созданы презентации по тематике проекта: «Чудо миллефиори», 
 «Цветы миллефиори», «Леплю и учу глаголы», «Я, ты, он, она», «Подарок маме»
- «Забавные буквы. День рождение буквы Ё», «Краски осени», «Цветущий сад», «Здравствуй, Весна!», «Они носят наши имена!»,«Они подарили нам алфавит!», «Развитие мелкой моторики руки средствами нетрадиционной техники изображения – пластилинографии», «Спасаем амурского тигра».
- удалось заинтересовать и вовлечь в творческий процесс по реализации проекта «Спасем амурского тигра» семьи воспитанников;
- проведена серия консультаций и мастер-классов для родителей, имеющих детей с ОНР;
- проект способствовал формированию сообществ «дети-родители» в решении проблем детей с ОНР;
Весь материал по проекту «Спасаем амурского тигра» обобщен, систематизирован и представлен на педсовете МБДОУ г. Краснодар «Детский сад № 94», проведены мастер-классы для воспитателей по овладению приемами исправления нарушений речи у детей посредством лепки нетрадиционными способами изображения – пластилинографии. Собранным материалом по проекту и литературой могут воспользоваться педагоги дошкольных учреждений, заинтересовавшиеся данной темой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Горькова, Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». Изд. ВАКО, Москва. 2010, стр. 240.
2. Егоренков, Л.И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников»: Пособ. для родителей, педагогов и воспитателей детских дошк. учрежд.. Изд. АРКТИ, Москва. 2010, стр. 127.
3. Лопатина, А.А. «Сказы матушки земли». Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческ. задания. Изд. Амрита-Русь,Москва, 2012, стр. 256

2 комментария:

  1. Елена Николаевна! Очень содержательный проект. Хорошие результаты. Тема актуальна и интересна для детей. Спасибо, что поделились своим опытом.

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить