среда, 23 августа 2017 г.

Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности и интеллектуальных способностей посредством игровой технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»



Морозова Татьяна Михайловна, воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Центр- детский сад № 115»
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Основа интеллекта ребенка, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение  простых умозаключений, переход от  практического мышления к логическому развитию восприятия, памяти, внимания, воображения.
Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкий и естественный для ребенка-дошкольника вид деятельности — это игра.
Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей.
Классики зарубежной и русской педагогики  уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности.
В наши годы  в дошкольной педагогике появляются современные  образовательные  игровые технологии.  Одна из них - игровая  технология   интеллектуального развития Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», с  которой  я познакомилась, изучая методические пособия, посещая мастер- классы коллег, участвуя в обучающих семинарах автора.

Главной особенностью этих игр является то, что в них  объединен один из основных принципов обучения-  это принцип «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности  «самостоятельность по способностям», когда ребёнок может подняться до «потолка» своих возможностей. Основная цель - это становление интеллектуально- творческой личности дошкольника.
Данную игровую технологию я использую в образовательной деятельности более 4 - лет. Уже достигнуты положительные результаты. В нашем детском саду  создана игротека игр Воскобовича, в группе организована интеллектуальная лаборатория.
Организация образовательной деятельности  осуществляется поэтапно,
в соответствии с принципом «от простого к сложному». При выборе форм  работы,   я  опираюсь на  интересы детей, их практический опыт. Адаптация игровой  технологии  не потребовала  координальной перестройки образовательной деятельности. Она помогла  плавно  перейти от  классических занятий к развивающей игровой   деятельности, где каждый ребенок с удовольствием играет не только вместе со взрослым и детьми, но и самостоятельно.
Знакомясь со сказочными героями, мы преодолевали с ребятами совсем не сказочные препятствия, добиваясь успеха. Например: в «Геоконте» - малыш Гео и паук Юк, в «Прозрачном квадрате – Незримка Всюсь, ворон Метр, в «Волшебной восьмерке» - попугаи Эник и Беник.   Игр становилось все больше – «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки»…Появились первые методические сказки.
         Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», «вечного оригами» «Квадрата Воскобовича» – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым.
Наша совместная увлекательная деятельность с детьми подвела нас к необходимости создания  «Фиолетового леса». По замыслу самого автора, «Фиолетовый лес» - развивающая сенсомоторная зона, состоящая из нескольких игровых областей. В каждой из них действуют свои герои, которые учат детей играть в различные игры В.В. Воскобовича. Всех героев связывает сказка, она «оживляет» математические понятия, делая их интересными и доступными для детей. Выполняя задания, ребенок помогает сказочным персонажам преодолеть возникающие на их пути препятствия.

 Свой сказочный лес мы создавали вместе с детьми, привлекая к этому интересному мероприятию и родителей. Для изготовления  использовали ковролин, на который  крепили, с помощью липучки, различные детали. 
 Развивающая среда «Фиолетовый лес»  многофункциональна, ее можно легко и быстро переделать под конкретные задачи. Он разделен на несколько частей, каждая из которых представлена отдельной сказкой, своими героями и пособиями. В сказочным мире  существуют: Чудесная поляна, Озеро Айс, Город говорящих попугаев, Ковровая полянка, Чудо острова и др. У каждого места есть свои обитатели, помогающие малышам справляться с заданиями.
 У многих возникает вопрос по поводу фиолетового цвета. Дело в том, что автор методики считает, что  именно он, благотворно влияет на детское мышление и нервную систему, повышая творческий потенциал. Кроме того, это таинственный цвет, идеально подходящий для волшебного леса.

В процессе игры с «Фиолетовым лесом» у детей развивается мелкая моторика, т.к. пособие содержит очень много мелких деталей,  которые закрепляются, вставляются, накладываются на ковровое покрытие.  Формируется познавательная активность детей: можно оформить лес по временам года, расселить животных и птиц, познакомиться с насекомыми, посадить цветы на полянке, вариантов — множество, всё зависит от фантазии воспитателя и детей.
 Дети самостоятельно придумывают различные игры, играют вместе и по одному. Каждый ребёнок здесь находит себе игру по своему желанию. Здесь можно придумывать различные сказки, ситуации, можно составлять красивые узоры из цветов и листьев. «Фиолетовый лес» —  неограниченное поле деятельности для творчества и самовыражения детей. 
 Формы работы   самые разнообразные:  образовательные ситуации, решение проблемных заданий, придумывание историй с участием «жителей» леса и детей группы, сочинение загадок, сказок, стихотворений, исследовательская деятельность, проведение математических праздников и досугов.

  «Фиолетовый лес» -  это среда не только развивающая, но и постоянно развивающаяся. Он постоянно пополняется новыми элементами, обновляется и изменяется, приспосабливаясь к возрастным особенностям детей, служит отличным дополнением к предметно-пространственной среде, прекрасно вписывается в интерьер группы.
 В результате игр   в  развивающей среде «Фиолетовый лес», у детей:
-        формируются элементарные математические представления;
-        развивается логическое мышление, психические процессы, моторика, эмоциональная отзывчивость через «общение» с разнообразными сказочными персонажами, «населяющими» лес;  познавательная активность, любознательность через развивающие игры;
-        актуализируются сенсорные анализаторы как условие и основополагающая база благоприятного интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Комментариев нет:

Отправить комментарий