среда, 23 августа 2017 г.

Конкурс «Портфолио достижений ребенка». Проблемы и практика сотрудничества педагогов и родителей



Ткачева Елена Петровна, старший воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар "Центр- детский сад № 46" 
Работа с родителями в МБДОУ МО г. Краснодар «Центр- детский сад № 46» ведется давно, она имеет разные направления, разные ориентиры, но конкретная задача на сегодняшний день — это организация единого пространства для образовательной деятельности ребенка. Раньше мы сотрудничали для того, чтобы были единые требования и взаимодействия с родителями и основную инициативу мы брали на себя. Мы приобрели большой опыт работы по взаимодействию с родителями, в процессе работы два раза в год мы проводим анкетирование «Удовлетворённость родителей дошкольным учреждением».
 При анализе работы с родителями мы использовали критерий, который назвали «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей».
Да, посещаемость родителями мероприятий стала выше, ну пришло больше родителей, посидели, покивали, совсем согласились и ушли. Родитель – пассивный, он только получал информацию. Нас это не устраивало. Написать то это можно – «Активное участие». Но готовы ли родители стать активными участниками? Как вовлечь родителей в образовательный процесс? Чтобы они стали не сторонними наблюдателями образовательного процесса, а участниками.
Позднее мы выделили для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, самостоятельность.  В анкету добавили критерии:
-  в каких мероприятиях принимали участие: сколько раз выступали на мероприятиях;
- публикация в СМИ ДОУ;
-изготовление нетрадиционного оборудования при организации предметно-пространственной среды группы и участка;
-участие  в роли персонажа на празднике, тематическом  вечере;
- участие в организации  экскурсий;
-участие   в выставках;
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно -образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. Вносят свои предложения, отслеживают успехи своих детей.
Родители – исполнители. Они принимают участие при условии значимой мотивации. К этим родителям можно обратиться за помощью, они выполняют поручения педагога или активных родителей.
Родители – критические наблюдатели.  
 Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:
- активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей
-   заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов
-   равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
У нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
В нашем детском саду в рамках комплексного сопровождения ребёнка и его семьи используются разнообразные формы работы с родителями. Одной из них – современной и эффективной - является портфолио дошкольника.
Самому ребёнку и его родителям очень трудно представить и отследить весь путь пребывания в детском саду, сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения со взрослыми и сверстниками. А ведь это, несомненно, способствует развитию уверенности в себе, повышает социальный статус каждого ребенка. В итоге, мы пришли к тому, что и родителям и педагогам, работающим с ребенком, намного легче представить маршрут его развития через ведение портфолио его семьи.
Сначала мы обсуждали, выработали критерии оценивания работ (для всех групп), разработали положение Конкура. И в мае был объявлен конкурс: «Портфолио достижений ребенка».
В конкурсе участвовало 12 групп. В каждой группе отслеживали портфолио, дети защищали свое портфолио, рассматривали другие. В каждой группе были выбраны детьми и родителями лучшие портфолио, затем и у нас в кабинете на выставке было выставлены портфолио – победители групп. Члены жюри отобрали лучшие из лучших. На родительских собраниях родителям были вручены дипломы и грамоты победителям и всем участникам конкурса.
Проанализировав итоги конкурса, мы обозначили проблему. Практически все портфолио одинаковы по содержанию. Структура портфолио соблюдена у всех, информации много, и она интересная, познавательная, но для нас в этих портфолио нет достижения каких-то результатов, для нас было бы идеально, если бы родители видели особенности своего ребенка, могли совместно построить индивидуальный образовательный маршрут. То есть сегодняшнее портфолио является сбором информации о ребенке, которое ни родители не педагоги не анализируют, а просто представляют. В результате этого представления у нас появилось 30 портфолио.
В результате подведения итогов Конкурса и сотрудничества с родителями мы видим, что у нас появилось много информации.
Педагогам портфолио дает возможность увидеть, как родитель может сотрудничать со своим ребенком и это очень важно для образовательного процесса, потому что педагог видит какое у них взаимопонимание, какой авторитет для ребенка имеет родитель. Конечно, портфолио дают для педагогов идеи, где можно использовать те или иные умения и возможности родителей.
Родитель в первую очередь учится организовывать совместную деятельность с ребенком. Меняется отношение родителей к некоторым особенностям личности ребенка.
Детям портфолио дает интерес к совместной деятельности с взрослым и информацию о нем самом. Ребенок наглядно видит, вот у него какие достижения, и здесь уже родитель может сказать, что умеет его ребенок, а что надо еще развивать.
Возможность портфолио может позволить взрослым помочь ребенку приобрести новые достижения, т.е. сориентировать его на новый образовательный маршрут.   

Комментариев нет:

Отправить комментарий