Опыт работы ДОО №177

 (инновационная   программа)
Берлина Галина Валентиновна, заместитель заведующего
по воспитательной и методической работе
Введение
Приоритетным направлением развития образования сегодня является внедрение инноваций в образовательный процесс, что соответствует принципам государственной политики в области дошкольного образования. Инновации в сфере образования предъявляют высокие требования к профессиональной компетентности  педагогов [1].
Принятие на государственном уровне «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» (от 07.02.2008 № 212) актуализировало проблемы использования информационно-коммуникационных технологий во всех сферах развития страны, в том числе и в образовании как ключевой позиции для решения данной задачи.
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ [2].
Одной из важнейших задач политики государства на современном этапе выступает задача организации всестороннего партнерства, одной из форм которой выступает сетевое взаимодействие между дошкольными образовательными учреждениями, семьями воспитанников и другими социальными партнерами. Поэтому сетевой характер взаимодействия образовательных учреждений, как инновационная форма методической работы, приобретает в последние годы широкое распространение [3].
Наиболее эффективным  является сетевой характер взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Возникающие инновационные проекты становятся продуктом творчества и инициативы всех участников сетевого взаимодействия. 
Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами детства рассматривается как новая общественная форма управления дошкольным образовательным учреждением, при которой каждый субъект ставит свои цели и влияет на деятельность дошкольного образовательного учреждения [4].  
Поскольку важной составляющей качества образования является степень участия семьи в образовательных отношениях, для того чтобы расширить степень участия всех участников образовательных отношений, мы планируем организовать сетевое взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников.
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений с родителями воспитанников. 
Инновационный проект направлен на создание единого информационного пространства образовательного учреждения, на создание системы, в которой задействованы взрослые участники образовательных отношений: педагоги и  родители воспитанников. 
     В настоящее время в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), образовательная работа в организации предусматривает обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
     В контексте данной инновации представляется актуальным привлечение родителей  как полноправных участников образовательных отношений к сетевому взаимодействию, которое позволит повышать уровень педагогической и родительской компетентности, будет способствовать формированию способов компромиссного решения возникающих проблем, вовлечению родителей в активную педагогическую деятельность и достойному применению родительской инициативы. 
     Цель инновационной программы -  вовлечение  сетевого взаимодействия педагогов и родителей в образовательный процесс ДОО.
     Задачи 
1.Создание инновационной модели сетевого взаимодействия взрослых участников образовательных отношений в дошкольной образовательной организации;
2. Обеспечение нормативно-правовой базы, методической и ресурсной поддержки взрослых участников сетевого взаимодействия (педагогов и родителей);
3. Разработка моделеобразующих факторов использования информационно-коммуникационных технологий для взаимодействия педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников;
4.Мониторинг результативности программных мероприятий;
5. Диссеминация педагогического и лучшего семейного опыта.
    Основная часть 
     Идея взаимодействия семьи и дошкольного учреждения заключается в том, что за воспитание детей, в соответствии с законодательством РФ, несут ответственность родители [5],  но при этом, все остальные социальные институты призваны поддержать, помочь и дополнить их воспитательную деятельность. 
  Проблема взаимодействия педагогов и родителей очень актуальна на сегодняшний момент, так как современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, экономических. Поэтому деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме[6].  
     В инновационном образовательном проекте проблема сетевого взаимодействия педагогов и родителей ДОО  рассматривается с двух позиций: 
1. Повышение качества дошкольного образования за счёт доступа педагога к новой современной информации, сетевого взаимодействия с коллегами за рамками образовательного учреждения, расширения круга профессиональных и личностных интересов с одной стороны, и повышения уровня профессиональной компетентности, формирования критического мышления педагога в процессе работы с информацией при отборе содержания для работы с детьми – с другой;
2. Интеграция родителей в образовательный процесс ДОО повышает информированность, педагогическую компетентность и ответственность родителей с одной стороны и обеспечивает гармоничные связи с педагогами-представителями конкретной ДОО – с другой.
     В нашей образовательной организации сложились свои традиции по работе в рамках сетевого взаимодействия. Для реализации различных направлений взаимодействия педагогов с семьей мы располагаем значительным арсеналом форм работы.    
     На протяжении 3-х лет работы по данному направлению,  мы создали  структуру сетевого взаимодействия педагогов ДОО с целью повышения качества образования и взаимной методической поддержки.
     В рамках деятельности сетевого взаимодействия педагогов и родителей воспитанников, которое направлено на достижение основных целей дошкольного образования, все субъекты взаимодействия могут быть активными участниками образовательного процесса, благодаря современным средствам коммуникации, а именно сети Интернет.  Для этих целей мы используем официальный сайт (http://ds177.centerstart.ru). 
     Обязательной частью нашего сайта является возможность обратной связи. На сайте имеется возможность обмена быстрыми сообщениями (блоги, форумы), представления материалов для обсуждения, обмен опытом. При организации такой формы общения, необходимо учесть, что положительный опыт в процессе сетевого общения могут представлять не только педагоги, но и родители - «на равных», поскольку родители очень часто обладают богатейшим, очень полезным опытом воспитания и развития детей.
     При построении эффективной модели сетевого взаимодействия с родителями воспитанников необходимо предусмотреть мероприятия, направленные на все группы родителей, с целью привлечения максимального количества участников к образовательному процессу.
     Родителей детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы.
     Первая группа - родители, которые занимаются построением своей карьеры, имеющие полный рабочий день, некоторые из них не нормированный рабочий день, очень занятые на работе, как мать, так и отец. Этим родителям  детский сад просто жизненно необходим. 
     Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. 
     Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги, проводимые в традиционной форме. Но при хорошей мотивации данная группа родителей с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, размесят их на интерактивных выставках.
     Для данной категории родителей наиболее приемлемы «дистанционные» формы взаимодействия, позволяющие проинформировать «занятых» родителей, которые не всегда имеют возможность посещать собрания. 
     Родители, работающие с использованием Интернета, становятся более активными участниками дошкольной жизни, так как в любой момент педагог может связаться с ними через Интернет.
     Для данной группы также можно организовать «Виртуальную экскурсию» по ДОО, благодаря которой родители могут побывать в любой группе - это дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно - образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.
     Данная форма представления информации о ДОО заинтересует также и родителей наших будущих воспитанников. Повысит конкурентоспособность учреждения.
     Вторая группа - это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. 
     Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада. Мы предполагаем создание на сайте ДОО странички под названием «шпаргалки для родителей», на которой освещались бы интересующие родителей проблемы и способы из разрешения. 
     Также на сайте ДОО необходимо размещать аудиозаписи бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; в галерее - фотографии детей и детских работ в создании этих «продуктов» можно максимально привлекать данную категорию родителей. Такие формы работы знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.
     Родителей данной категории можно назначать администраторами в мини-группах родителей, по интересам созданных в Социальных сетях, так как для оперативного ведения и отслеживания работы группы нужно определенное время.
     Третья группа - это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача педагога  - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут активными помощниками педагогов, в дальнейшем возможно родителями-тьюторами.
     На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке, проведении праздников, конкурсов, выставок, родительских собраний и т.п. При этом формы проведения родительских собраний могут быть самыми разнообразными, начиная от обычных родительских собраний, на которых через программу транслируются Интернет-ресурсы или используются Интернет-среды для фиксации идей, и, кончая полностью виртуальным родительским собранием, которое проходит в блоге. 
     Между ними может быть собрание, которое предваряет обсуждение определенных вопросов в Интернете или собрание, которое начинается в группе и затем продолжается в Интернете.
     Некоторые из неработающих мам, владеющие программами Microsoft Office Power Point, Photoshop и пр. могут заняться разработкой мультимедийного учебно-наглядного материала.
     Успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии с учетом индивидуальных особенностей контингента родителей. Данные технологии, имеют огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно¬-воспитательном процессе современного ДОО.
     Для достижения поставленной цели необходима организация реализации задач проекта с поэтапным их решением.
     Для создания единого информационного пространства ДОО были разработаны  системообразующие факторы использования информационно- коммуникационных  технологий для обновления содержания дошкольного образования и обеспечения взаимной методической поддержки педагогов:
- создание  единого информационного  пространства ДОО  (адреса сайтов, вебинары, онлайн консультации и семинары-практикумы);
- обеспечение внутреннего сетевого взаимодействия педагогов ДОО;
- создание Сети творческих педагогов;
- создание персональных блогов педагогов;
- разработка алгоритма дистантного  взаимодействия с родителями  воспитанников; 
- online часы для непосредственного общения педагогов и родителей;
-  создание электронных порфолио групп ДОО и странички группы на сайте ДОО;
- создание странички «Виртуальный вернисаж» на сайте ДОО;
- создание онлайн программы «Английский для всех»,
- интернет-публикации педагогов;
- виртуальные презентации.
     То есть, появилась возможность организации  образовательного процесса с использованием созданных условий.
     Для успешной работы  по инновационному проекту мы считаем необходимым продолжить работу по 
- созданию блогов педагогов и родителей;
- созданию тематических (проблемных) форумов на сайте детского сада;
- созданию странички «инкогнито» для анонимного общения.
Заключение 
     Организация сетевого взаимодействия педагогов ДОО  с родителями поможет решить актуальные проблемы воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых, включение родителей в образовательный процесс как равноправных и равно ответственных партнеров. 
     Такая форма работы с семьей призвана предупреждать возникновение проблем, конфликтов и помогать родителям в освоении продуктивных способов общения с ребенком.
     Кроме того, привлекая к сетевому взаимодействию другие социальные институты (школа, другие детские сады, учреждения дополнительного образования, учреждения здравоохранения, общественные организации), детский сад выступит в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «детский сад - семья - социум», способствующего качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению.
     Об эффективности работы, проводимой в рамках сетевого взаимодействия педагогов с родителями, свидетельствуют следующие факты: это появление у родителей интереса к содержанию деятельности с детьми;
возникновение дискуссий по инициативе родителей;
увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребёнка, его внутреннего мира;
повышение активности родителей при анализе педагогических ситуаций, решении задач и обсуждении дискуссионных вопросов.
     Вместе с тем следует отметить, что организация сетевого взаимодействия ни в коем случае не может быть основной или тем более единственной формой работы с родителями. При всех преимуществах такой формы работы, следует отметить, что это далеко не единственная современная и эффективная форма работы с родителями воспитанников в дошкольных учреждениях. 
     Запросы у родителей разные, степень желания получать информацию, помощь, просто обсуждать проблемы или достижения своих детей у всех разная. Низкая заинтересованность родителей чаще всего объясняется отсутствием свободного времени, загруженностью, недостаточным уровнем педагогических знаний, а зачастую и просто нежеланием заниматься воспитанием и развитием ребенка. В таких случаях педагогическому коллективу дошкольного учреждения имеет смысл подбирать формы взаимодействия с такими родителями индивидуально, чтобы иметь возможность ненавязчиво, тактично общаться и решать вопросы развития детей.
     Важно помнить, что если в организованной педагогической системе дошкольного учреждения нет места семье, такая система никогда не сможет быть в полной мере эффективной, полезной для ребенка! 
     В случаях, когда детский сад и семья не могут найти эффективных средств для общения, когда они закрыты друг для друга, ребёнок страдает, оказываясь как бы между двух не сообщающихся систем. Чтобы этого избежать, необходимо и воспитателям и родителям настроиться на доброжелательность, доверие и взаимопонимание, и тогда ребенок будет развиваться в едином пространстве взаимопонимания и успеха.
                                                           Список литературы
1. Приоритетные направления и проблемы развития образования  www.ug.ru/archive/19841
2. Новицкая Н. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
3. Бурмистрова И. В. Сетевое взаимодействие как одна из эффективных инновационных форм методической работы с педагогами ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 17-22.
4. О.В.Фролова. Модель сетевого взаимодействия в сфере воспитания как фактор развития образовательного пространства района // Методист. - 2009. -№1. 
5. Права и обязанности родителей, Семейный кодекс (СК РФ)
base.garant.ru/10105807/12/
6.Взаимодействие родителей с ДОО. Проблемы и пути их решения http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/06/01/vzaimodeystvie-roditeley-s-doo-problemy-i-puti-ih
Сайты:
1.http://www.campus.ru/post/view/post/85470/5706 Сетевое взаимодействие с родителями: формы, направления, перспективы 
2. http://wiki.kmschool.ru/wiki/index.php/Сетевая педагогика, сетевое взаимо-действие. 
5.http://wiki.iot.ru/index.php/Семинар:Эффективное функционирование сетевых педагогических сообществ. Семинар: Эффективное функционирование сетевых педагогических сообществ. Система непрерывного консультирования педагогов и родителей 
6.http://wiki.kmschool.ru/wiki/index.php/Дистанционный_тренинг «Даешь предметные сетевые сообщества».

4 комментария:

  1. Считаю интеграцию данного вида взаимодействия между ДОО и родителями в традиционный образовательный процесс своевременным и эффективным.

    ОтветитьУдалить
  2. Удачи в реализации поставленных задач!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  4. Об эффективности работы, проводимой в рамках сетевого взаимодействия педагогов с родителями, свидетельствуют следующие факты: это появление у родителей интереса к содержанию деятельности с детьми;

    возникновение дискуссий по инициативе родителей;

    увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребёнка, его внутреннего мира;

    повышение активности родителей при анализе педагогических ситуаций, решении задач и обсуждении дискуссионных вопросов.

    ОтветитьУдалить