Опыт работы ДОО №72

В течение трех лет  МБДОУ МО г. Краснодар "Центр-детский сад  №72" осуществляло инновационную деятельность в статусе муниципальной инновационной площадки, реализуя инновационный проект   по теме «Развитие неслышащих дошкольников в вариативно организованной среде дошкольной образовательной  организации». 
     В основу инновационной деятельности в рамках  проекта, направленного  на  создание вариативно организованного  инклюзивного  пространства  дошкольной образовательной  организации  были положены следующие принципы:  опора   на  успешные  стороны  развития  ребенка;  сочетание пассивных и активных форм взаимодействия;  разработка  программы  деятельности на  основе комплексной   психолого-педагогической  диагностики; построение различных  вариантов  инклюзивного  взаимодействия, исходя  из  индивидуальных  возможностей.
    В соответствии с этими принципами был разработан алгоритм педагогической  деятельности,  построенный на этапах: диагностическом, определения  индивидуального  статуса  и  маршрута  развития дошкольника,  текущего анализа  и коррекции  содержания  и форм  инклюзивного  взаимодействия.
     В сентябре 2016 года состоялась публичная защита результатов проекта, полученных за три года, по результатам которой МБДОУ МО г. Краснодар "Центр- детский сад № 72" стал победителем XY конкурса инновационных проектов образовательных организаций муниципального образования города Краснодара и опорной базовой организацией по инновационной деятельности.
   Результаты реализации программы  инновационной  деятельности.
     Работа  в МБДОУ МО г.Краснодар «Центр-детский сад № 72» строилась в соответствии с поставленными на три года задачами и календарным план инновационной деятельности МИП.
В соответствии с планом реализации инновационного проекта на 2-ом этапе инновационной деятельности была разработана комплексная  система   диагностирования   развития неслышащего  ребенка которая  состоит  из следующих  компонентов:
1. Диагностический паспорт, включающий анкетные  данные, сведения  о  родителях и  особенностях  социальной среды, решение и  заключение ПМПК, слухоречевой  анамнез,  общие данные  о  нервно-психическом и  соматическом   состоянии.
2. Слухоречевое развитие (заполняется учителем-дефектологом (сурдопедагогом).
3. Развитие зрительного восприятия (заполняется учителем-дефектологом (тифлопедагогом).
4. Психологический  статус. Развитие познавательной,  коммуникативной, эмоционально-волевой сферы (заполняется  педагогом-психологом).
5. Физическое  развитие (заполняется  инструктором  по  физическому  воспитанию).
6. Художественно-эстетическое  развитие (заполняется музыкальным  руководителем).
7. Познавательный статус. Развитие  математических  представлений, об  окружающем  мире,  продуктивная (конструктивная) деятельность (заполняется воспитателем).
   Данная диагностическая  карта позволяет  выявить более или  менее успешные  зоны  развития ребенка, в соответствии с которыми составляется карта  ресурсов и  индивидуальный  маршрут  развития  ребенка  в  вариативно  организованной  образовательной  среде. 
   Педагогическое  сопровождение развития   ребенка с  патологиями слуха в  инклюзивной образовательной  среде  ДОО определяется системным психолого-педагогическим мониторингом:
В 2016 году издано методическое пособие «Психолого-педагогическая система развития психических процессов неслышащих детей старшего дошкольного возраста». Данное пособие создано на основе большой предварительной работы с неслышащими детьми и их родителями в нашем дошкольной организации, повышении профессиональной компетентности, общении со специалистами, работающими с данной категорией детей и длительном наблюдении за детьми с нарушением слуха в ходе свободной деятельности.      Преимущество данного опыта заключается в тщательной разработке содержания теоретической и практической базы, перспективного планирования и авторских конспектов занятий. 
   Новизна заключается в построении инклюзивного пространства, для щадящего и постепенное вхождение неслышащего ребенка в среду слышащих детей.
Трудоёмкость в использовании опыта работы в других ДОО умеренная: предложенные конспекты занятий могут быть использованы полностью или фрагментарно в зависимости от психофизических возможностей детей и желания педагога. 
   В результате обобщения различных подходов к проблеме формирования ЭВС у неслышащих дошкольников было разработано данное методическое пособие, содержание которого ориентировано на совместную деятельность психологов, педагогов, детей и родителей, построенную на принципе интеграции разных видов детской деятельности в тренинговой форме. Работа с неслышащими детьми может строиться в соответствии с разработанным перспективным планированием. 
   С целью формирования положительного эмоционального климата в группе и в частности у каждого дошкольника рекомендовано использовать такие виды деятельности как сюжетно-ролевые игры, настольные игры, игры-тренинги, направленные на установление социальных контактов, упражнения на релаксацию и снятие мышечного напряжения, элементы песочной и арт-терапии. 
   Цель: развитие и коррекция эмоционально-волевой и коммуникативной сфер неслышащего ребенка.
  Задачи: снятие тревожности и страхов при контакте со сверстниками другой среды; научить социальному взаимодействию неслышащего ребенка со сверстниками; помощь в адаптации к возникновению трудностей в социуме.
 Предполагаемые результаты: самостоятельное использование неслышащим ребенком умений и навыков социального взаимодействия в среде слышащих сверстников; средний или высокий уровень развития эмоционального интеллекта и коммуникативных способностей; сниженный уровень тревожности и страхов неслышащего ребенка
 Авторским коллективом МБДОУ МО г.Краснодар «Центр-детский сад № 72» издан комплекс методических пособий «Играем и развиваемся вместе», включающий в себя 5 выпусков.        Данный комплекс содержит опыт работы педагогического состава в области познавательного, речевого, физического развития детей дошкольного возраста, художественно-творческих способностей детей, имеющих проблемы в развитии средствами тестопластики, театрализованной и досуговой деятельности. В данном издании представлены тематическое планирование и конспекты увлекательных занятий по тестопластике, перспективное планирование и конспекты образовательной деятельности и вечеров развлечений в рамках вариативно организованной инклюзивной среды дошкольной образовательной организации.
     Выпуск 1. «Кружковая работа по тестопластике»
Целью данной методической разработки является рассмотрение способов развития художественно-творческих способностей у дошкольников с ОВЗ средствами тестопластики. При изготовлении поделок из теста своими руками у детей развиваются мелкая моторика рук, глазомер, образное и логическое мышление, эмоциональная сфера, художественные и творческие способности, эстетические чувства, что особенно актуально для детей групп компенсирующей направленности. Работая с соленым тестом, даже самые маленькие дети получают огромный заряд отличного настроения, задора, они настолько увлекаются этим творческим процессом, что интерес к полученным персонажам поддерживается на протяжении длительного периода времени. 
   Овладевая техникой тестопластики, ребята старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии расширяют свои представления об окружающем мире, реализовывают свой творческий потенциал, формируются способности и возможности в декоративно-прикладном искусстве. Лепить из  соленого  теста - увлекательное занятие как для  малышей, так и   детей старшего  дошкольного возраста. Это занятие особенно полезно для   развития мелкой  моторики рук, оно снимает излишнее эмоциональное напряжение. Лепка из  соленого теста может стать отличным занятием, повышающим социальную  адаптацию детей с нарушениями слуха, ведь ничто так не сплачивает, как совместная творческая работа. Дети получают огромное удовольствие  от погружения в мир творчества, в процессе изготовления своих работ  начинают взаимодействовать друг с другом, обращаются за помощью к товарищам или сами предлагают  свою помощь, с взаимным  интересом рассматривают готовые работы, обмениваются впечатлениями.
  Выпуск 2. «Физкультурный досуг в дошкольных образовательных организациях с детьми групп компенсирующей направленности».
   Наряду с общепедагогическими задачами и мероприятиями, физическое воспитание детей с
ОВЗ предусматривает проведение специальных занятий пропедевтического характера, особенно с теми детьми, которые не могут овладеть программой при фронтальных методах обучения. Значительное внимание уделяется развитию ориентировки в пространстве, формированию точности и координации движений.
   Выпуск 3.  «Музыкальный досуг в дошкольных образовательных организациях с детьми групп компенсирующей направленности»
    Выпуск 4. «Театрализованная деятельность в дошкольных образовательных организациях с детьми групп компенсирующей направленности»
 
Театрализованная деятельность - один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка.  Уже давно известно, что театрализованная деятельность оказывает большое эмоциональное воздействие на чувства и настроение дошкольников, расширяет кругозор детей, обогащает и развивает речь детей, помогает развитию словесного творчества,  формирует эстетический вкус.
В театральной деятельности  начинается обучение репродуктивно-творческим импровизациям по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их импровизаций.  Для формирования творческих способностей детей как  групп общеразвивающей, так и групп компенсирующей направленности в процессе театрализованной  деятельности, составлены примерные перспективные планы для детей младшего и старшего дошкольного возраста, сценарии развлечений, конспекты образовательной деятельности, консультации для родителей и педагогов. Большая роль в работе  уделяется выразительности речи,  интонации, расширению словарного запаса. Подбор драматизаций  осуществляется с учетом желаний детей. 
     Выпуск 5. «Родители дошкольников как субъекты инклюзивной деятельности ДОО».
С целью повышения психолого-педагогической компетенции родителей и педагогов неслышащих дошкольников данное пособие предусматривает разные формы взаимодействия с ними, среди которых: консультации, собрания, анкетирования, информационные листы и семинары-практикумы, которые особенно полезны тем, что каждый может получить индивидуальные рекомендации специалиста и выразить свои взгляды по темам.
За отчетный период прошло апробацию и издано методическое пособие по музыкальному воспитанию  неслышащих детей старшего дошкольного возраста  «Волшебные звуки музыки».   Цель – организация специальной коррекционно-воспитательной работы по музыкальному воспитанию с учётом структуры дефекта и индивидуальных особенностей детей.
Для достижения цели определены следующие задачи:
  • создать условия для проведения фронтальных и индивидуальных занятий с детьми (оснащённый музыкальный зал различными  музыкальными инструментами, наглядными тематическими пособиями, пиктографические схемы и рисунки, мультимедийным оборудованием);
  • формировать дыхание (диафрагмальное, речевое) в сочетании с движениями;
  • использовать и развивать остаточный слух у неслышащих детей;
  • развивать  качество голоса (силу, высоту, тембр) и умение петь с опорой на пиктографические рисунки в сопровождении жестов и дактиля. 
  • формировать интерес к музыкальному искусству, обеспечивать музыкально-эмоциональное развитие, отзывчивость на музыку — от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления до более выраженных и разнообразных эмоциональных реакций, характеризующихся мимическими, двигательными и речевыми проявлениями.  
  • слушать и узнавать жанры музыки (танец, марш, песни).
  • укреплять нервную систему детей, устранять нарушения вестибулярного аппарата и ориентировки в пространстве, а также согласованно двигаться вместе с другими детьми;
  • развивать внимание, воображение, слуховую и словесную память с использованием пиктографических схем.

   Курс программы рассчитан на 2 года обучения  с детьми старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Их продолжительность – 25-30 минут.
Данные программы  и методические материалы получили  положительные  рецензии на уровне Кубанского государственного университета и Краснодарского научно-методического центра, подчеркивающие практическую  значимость  и новизну  разработок. 
    Считаем, что результаты нашей инновационной деятельности могут служить основанием для организации инклюзивного пространства в других дошкольных организациях. Разработанные инновационные продукты могут стать методическим руководством для осуществления коррекционной и развивающей практики с детьми, имеющими нарушения слуха.

Комментариев нет:

Отправить комментарий