Современные игровые технологии


Характеристика игровых технологий, используемых для  познавательного и творческого развития детей

«Дары Фребеля»

     Первыми в мире дидактическими играми для детей были «Дары Фребеля» - Немецкого педагога, теоретика дошкольного воспитания. В 1837 открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) учреждение для игр и занятий детей младшего возраста, на основе которого разработал идею детского сада. Воплощать её в жизнь должны были специальные воспитательницы, которых Фребёль любовно называл «садовницами».
Фребель полагал, что дети самовыражаются и учатся именно в играх. Для своего детского сада он разработал целый набор игр и игрушек, которые дети получали в подарок, например, кубики или мячи (кстати, Фридрих Фребель доказал, что лучше всего ребенок взаимодействует именно с шарообразными формами). В дополнение к подаркам ребята в детском саду Фребеля пели песни, играли все вместе в различные игры или слушали истории, которые им рассказывали воспитатели. Фридрих Фребель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он советовал детям заниматься оригами, чтобы основы геометрии ощутить сначала пальцами и лишь затем - умом. Кроме того, Фребель известен как автор головоломки - так называемые «блоки Фребеля».
Классические наборы блоков Фребеля составляют куб и должны складываться в кубическую деревянную коробку. Этот деревянный конструктор для раннего развития знакомит малыша со свойствами геометрических тел, учит пространственному воображению, умению соединить части в целое и всё это в игровой форме.
Кроме «даров», Фребель вводил занятия-игры, используя палочки, камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рассказыванию, пению, рисованию, лепке, моделированию и вырезанию из бумаги, труду детей на огороде и в саду.
Учение Фребеля способствовало выделению дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки.

«Цветные палочки Кюизинера»


Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвященную своему пособию.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью»; 3,6,9 «синюю семью». «Семейство желтых» составляют 5 и 10.
Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в «семейство красных» входят числа кратные двум, «семейство синих» состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых») целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство».
В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.
Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.
Рекомендации к использованию:
¾    порядковый и количественный  счет;
¾    освоение отношений по длине, высоте;
¾    составление ковриков. составление узоров;
¾    состав чисел из единиц и двух меньших чисел.

«Блоки Дьенеша»

Золтан Пал Дьенеш (венг. Zoltán Pál Dienes; 1916—2014) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев, таким образом, что дети даже могут и не подозревать, что изучают сложные математические концепции. Дидактический материал основан на методе замещения предмета символами и знаками (методе моделирования).
  Золтан  Дьенеш создал простую, но в, то, же время уникальную игрушку,  кубики,  которую поместил в небольшую коробку. Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей  страны.
Итак, логические блоки Дьенеша предназначены для детей от  2 о 8 лет. Как видим, относятся они к типу игрушек, с которыми играть можно ни один год путем усложнения заданий от простого к сложному.
Игровой    материал представляет собой  набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1. Формой  - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. Цветом - красные, желтые, синие;
3. Размером  - большие и маленькие;
4. Толщиной - толстые и тонкие.
      Определены задачи использования логических блоков в работе с детьми. С точки зрения педагогики, данная игра относиться к группе игр с правилами, к группе игр, которые направляет и поддерживает взрослый.
Игра имеет классическую структуру:
¾    задачу (задачи);
¾    дидактический материал (собственно блоки, таблицы, схемы);
¾    правила (знаки, схемы, словесную инструкцию);
¾    действие (в основном по предложенному правилу, описанному либо моделями, либо таблицей, либо схемой);
¾    результат (обязательно сверяемый с поставленной задачей).

Игровая технология В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»
В основу технологии положена идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который получается при решении проблемных и творческих задач.
Следовательно, цель технологии – развитие интеллектуальных способностей детей.
Данная цель достигается с помощью комплекса задач:
¾    формирование познавательных интересов;
¾    развитие наблюдательности;
¾    исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности;
развитие творческого мышления, эмоциональной сферы;
¾    формирование базисных представлений об окружающем и коммуникативных способностей.
     Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» совершенствует память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление, речь. Внедрение технологии в педагогический процесс позволяет перейти от привычных занятий к игровой деятельности; осуществляет интеллектуально-творческое развитие детей, психологическую, специальную подготовку их к школе.
      Особенностями технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей являются:
¾    связь образного восприятия (через образ и сказочный сюжет) с логическим (через символ и алгоритм решения).
Многие игры сопровождаются сказочным сюжетом, в который органично вплетены логические задания на сравнение, анализ, классификацию, обобщение, понимание математического содержания. Использование сказки немаловажно и для нравственного воспитания дошкольника, формирования у него волевых усилий, эмпатии. Ребенок становится действующим лицом событий, «проживает» сложные, таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с главным героем препятствия и приводит его к успеху. Все сказки имеют единое сказочное пространство (Фиолетовый Лес) и сквозных героев (Ворон Метр, Малыш Гео и другие).
¾    система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каждой игре. Это дает возможность использовать одну игру для решения разных задач образовательной деятельности в течение длительного времени.
Этапы технологии:
¾    На первом этапе дошкольник при помощи обследовательских действий знакомится с цветом (формой), усваивает некоторые представления.
¾    На втором этапе – с помощью образа запоминает понятия, символы.
¾    На третьем этапе – знакомится с закономерностями (принципами) взаимодействия (увеличение-сложение-трансформация), планирует свои действия.
Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Таким образом, реализуется принцип потенциального развития ребенка.
Методы и приемы: проблемные вопросы, ситуации, эксперименты, создание моделей словоформ, прием продолжения сказки и др.
Характеристика развивающих игр Воскобовича:
1. Многофунциональность.
В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
2. Широкий возрастной диапазон участников игр
Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
3. Сказочная «огранка»
Сказочный сюжет для детей – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.
4. Творческий потенциал.
Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», гибкого «Игрового квадрата». Машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.
5. Конструктивные элементы.
Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте» - это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате» - жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» - прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в «Шнуре-затейнике» - шнурок и блочка.





 

Комментариев нет:

Отправить комментарий